воскресенье, 27 апреля 2014 г.

По настоящему, опасной ситуация становится, когда война  выгодна популистам. Вот сейчас, когда война, успешные силовые действия или хотя бы призывы к войне и заправка топливом боевых самолетов  стали чуть ли ни единственным козырем в борьбе за власть .... очень сложно будет России, до выборов в Украине, балансировать на гране не вторжения. ИМХО Возможно, для Москвы это самый сложный момент: и вторжение, и невмешательство при слишком кровавой борьбы с сепаратистами - одинаково невыгодны. Трудно судить с "колокольни", но наверное будут задействованы какие-то финансовые и неявные рычаги, типа того, который использовали подписывая с Тимошенко тот знаменитый контракт....

воскресенье, 20 апреля 2014 г.

Партия вторая. ИГРА В БИСЕР (о науке и религии в 12 партиях)





Партия вторая






Партия вторая
1 Эту партию мы начинаем с пустого супермаркета на первом этаже. Мысленно оставим только две кассы, за которыми нанесем черную полосу. А перед кассами поставим старушку.

Лучше всего использовать в подобных мысленных экспериментах именно старушек. Если мы говорим, например, «мужчина» или «женщина», то нам этого явно недостаточно, нужно что-то обязательно добавить в описание, хотя бы что-то про синее платье или средний возраст. Но когда говорим «старушка», то и этого довольно. Причина этого проста. На языке северных народов, например, имеется большое количество слов описывающих снег и его состояния, потому что в условиях крайнего севера это важно. Мужчина и женщина – важные в нашей жизни персонажи, поэтому просто «мужчина» для нас так же недостаточно, как для эскимоса просто «снег». Старушки же на нашу жизнь почти не влияют, и мы привыкли к ним относиться с легкой иронией. Поэтому когда мы говорим о том, что в мысленном эксперименте будет участвовать старушка, то это органично и этого, в общем-то, достаточно.

Теперь мысленно поставьте перед собой ладонь, чтобы не видеть кассы, но при этом вы видите и черную линию за ними, и старушку на изготовке. Вот она тронулась с места, исчезла из поля видимости за ладонью и появилась на черной линии, которая немного посветлела в том месте, где оказались бабушкины ботинки.

Верните старушку и повторите эксперимент. Теперь она прошла кассы и остановилась на линии в другом месте. Продолжайте так гонять бабушку, и после многократного повторения обратите внимание, на полосу за кассами. Теперь совершенно черные, нетронутые ногами старушки, зоны будут чередоваться с почти белыми, на которых она оказывалась чаще всего. Почему то некоторые зоны оказались для нее запретными.

Заинтересовавшись этим явлением, повторите цикл мысленных экспериментов, но с небольшими изменениями. Снова сделайте полосу черной, но на этот раз уберите руку, чтобы видеть все, что происходит у касс. И снова запустите бабушку. Теперь видно,  что она проходит то через одну, то через вторую кассу. Но что-то не так, что-то изменилось. Обратите внимание, что на линии уже нет чередующихся темных и светлых интервалов, исчезли запретные для старушки зоны.

Вы снова закрываете ладонью обе кассы, и снова для бабушки образуются на линии участки, в которые она не может попасть. Становится понятно, что на эксперимент влияет факт наблюдения, но возможно что-то в нашем взгляде влияет на старушку? Тогда пойдем на хитрость, поставьте ладонь так, чтобы видна была только вторая касса. Теперь вы не будете смущать подопытную бабушку своим взглядом, когда она станет проходить через другую кассу. И, казалось бы, проходя через первую кассу, она должна соблюдать запрет на некоторые участки линии, а проходя через вторую – нет. Проверим. Вам везет с первого же пуска. Старушка исчезает из поля зрения, а следовательно, проходит через первую кассу, и неожиданно оказывается стоящей на запретной зоне. А если бы мы сокрыли от наблюдения и вторую кассу, то этого никогда бы не произошло. То есть на результат эксперимента влияет сам факт наблюдения, даже если никакого, контакта с объектом наблюдения не происходит. И если вам трудно все это представить – не расстраивайтесь, не вам одному. Сейчас попробуем обойтись без старушки.

Не только некоторые старушки умудряются занять очереди сразу во все кассы, также ведут себя, время от времени, и элементарные частицы. Представим себе красивый мысленный эксперимент. Вместо черной полосы - черный улавливающий экран. Вместо касс – красный заградительный экран с двумя узкими отверстиями. А вместо исходной позиции для бабушки – черная пушка, выстреливающая частицы. То, что пушка выстрелила, мы определяем по желтой вспышке, а место попадания в улавливающий экран - по появившейся желтой точке на нем.

Начинаем мысленно стрелять и, стреляя, обнаруживаем, что попадания тоже распределяются полосами. Физики это объясняют тем, что хотя выстреливается одна частица, но если мы не можем определить через какое из отверстий она прошла, то она в виде волны проникает через оба отверстия одновременно. Потом, тоже в виде волны, частица продолжает распространяться дальше уже от обоих отверстий, на улавливающем экране эти две волны складываются и дают интерференционную картину. Образуются полосы минимума и максимума. Но это еще не значит, что частица, каким-то образом, размазалась по улавливающему экрану, вовсе нет. Это распределилась ее вероятность. Теперь согласно этой вероятности где-то материализуется частица. И появляется желтое пятнышко. Но оно никогда не появится там, где вероятность появления нулевая, поэтому если мы долго будем стрелять из пушки, то на улавливающей стенке образуются желтые и черные полосы, как на пчеле.

Применительно к бабушке это выглядело бы так. Если никто не видит, как она проходит через кассы – она превращается в лужу, которая сначала волнообразно проходит через две кассы одновременно. Потом две волны от каждой кассы накладываются на черную линию, образуя полосы вероятности. И потом, в соответствии с этой вероятностью, бабушка появляется в какой-либо точке, впитывая в себя всю распределенную по полу супермаркета лужу, как жидко-металлический терминатор-3. И закончив материализацию, моя старушка, в моих фантазиях, обычно чихает.

Такое поведение и некоторых бабушек и всех, без исключения, частиц называется в физике корпускулярно-волновым дуализмом. При этом сами физики не советую его представлять визуально, справедливо полагая, что получается какая-то ерунда. Более того, этой ерундой и тем, что большинство основополагающих принципов современной физики нельзя себе представить они даже гордятся. А гордость, почти для всех, такой же необходимый продукт как еда и питье, и физики – не исключение.

Каждое новое поколение старается придумать свой собственный жаргон и найти область деятельности, в которой могло бы обогнать старшее поколение, и таким образом, получить повод для гордости. В разное время этими областями мог быть и рок-н-ролл, и компьютер. Но физикам и придумывать специально ничего не нужно было, в их  распоряжении уже давно имеется полный набор для глумления над обывателями: свой жаргон, принципы, которые нормальный человек не может себе представить, и десяток, шокирующих утверждений.

Но вернитесь к опыту с частицами. Сделайте так, чтобы можно было определить, прошла ли частица через второе отверстие или нет. Установим детектор. Однако в микромире нельзя что-то измерить без взаимодействия. Следовательно,  если частица будет проходить через второе отверстие, на нем мы обнаружим желтую вспышку. Итак, мы увидим, что в некотором случае, частица проходит через второе отверстие, а в некоторых – через первое, впрочем, о последнем мы только догадываемся. И вот оказывается, что для частиц уже нет запретных зон. Причем и для той, которая пролетает через первое отверстие. То есть сам факт наблюдения за вторым отверстием влияет на частицу, пролетающую через первое, которая никак с детектором не контактирует.

А на языке корпускулярно-волнового дуализма это означает следующее. Если частица узнает, что кто-то поставил детектор, то ведет себя как нормальная частица, пролетая то через одно отверстие, то через другое. А если она уверена, что датчиков нет, то в виде волны проникает одновременно через два отверстия, накладывается сама на себя и материализуется в какой-либо точке в зависимости от вероятности.

2 Если вам кажется, что предыдущий пример слишком запутан, то я покажу вам какими могут быть запутанными человеческие воззрения на примере легенды народа, проживающего на острове Борнео Малайского архипелага. А заодно отдохнем от физики. Но и полностью не расслабляйтесь - попробуйте представить мой рассказ, если вам уже есть 18 лет.

Ибаны, или приморские даяки, рассказывают, что однажды группа даякских женщин отправились в джунгли за молодым бамбуком. Уже на обратном пути они присели на большое поваленное дерево и принялись чистить собранные побеги. Совершенно случайно они заметили, что из ствола дерева, задетого ножом, сочится кровь. Оказалось, что женщины сидели на гигантском удаве, который в данный момент, очень удачно для них, находился в состоянии оцепенения. Женщины позвали мужчин, которые, конечно же, удава убили. Однако когда нарубленное мясо змеи стали жарить, послышался странный шум, исходивший от сковороды, и тут же начался страшный ливень, превратившийся в потоп.

За убийство змеи потоп погубил всех, кроме одной женщины, одной собаки, одной крысы и еще нескольких мелких созданий, спасшихся на самом высокой горе. Женщина, имя которой до нас не дошло, заметила, что собака греется около дерева. Ползучее растение, обвивающее ствол дерева, терлось об него на ветру и нагревалось. Сообразительная женщина, которой еще предстоит нас удивить по-настоящему, сделала из дерева сверло. Быстрым трением которого о растение она сумела добыть огонь.

Но очаг это еще не семья. Женщина выбрала себе в мужья, изобретенное ей сверло. И от этого союза родился сын, который получил имя Симпанг-импанг. Мальчуган рос шустрым, но не без существенного наследственного изъяна. Поскольку у него был только один полноценный родитель, то он обладал только одной рукой, одной ногой, одним глазом, одним ухом и половиной туловища. Эти физические недостатки отталкивали от него друзей по играм – животных. Но вскоре подвернулся случай все исправить.

Ветер стащил немного риса, который сушил Симпанг-импанг. Парень потребовал или вернуть рис, или заплатить за него. Ветер наотрез отказывался, но потерпев ряд поражений в борьбе с Симанг-импангом, предложил ему в качестве оплаты вернуть недостающие части тела, на чем и сошлись. И вот с тех пор у людей с частями тела полный порядок.

История крайне запутанная, но если подобные объяснения повторять долго и с серьезным видом, то можно в неё и поверить. Современная физика тоже очень запутана, но она дает точные предсказания, поэтому люди терпят ее сбивчивые объяснения. Хотя, возможно, эта запутанность вызвана стремлением держаться во что бы то ни стало за какое-то одно привычное утверждение, истинность которого никем не подвергается сомнению.

3 Вернитесь к опыту с красным экраном и черным уловителем. И попробуйте все упростить. Представьте себе, что нет непрерывно существующих материальных частиц, что они материализуются только в момент какого-то события, взаимодействия. Все остальное время существует лишь нематериальное вероятностное поле, которое определяет, где произойдет то или иное событие, да  и то на уровне вероятности, а не точно заданным образом.

То есть выпуск частицы из пушки и есть событие, во время которого существовала частица, и после чего она сразу исчезла. Вместо нее продолжило распространяться вероятностное поле, которое прошло через оба отверстия и, достигнув уловителя, определило вероятность появления частицы в той или иной точке. И в соответствии с этими вероятностями частица снова появилась. То есть, по большому счету, она не пролетала ни через одно отверстие вообще.

Теперь поставим детектор у второго отверстия. Снова вспышка в пушке и снова пошла вероятностная волна, но вот дальше ее распределение будет зависеть от события на детекторе. Причем даже отсутствие сигнала от него будет влиять на вероятностную волну, которая в этом случае, не будет проходить через второе отверстие. Как ведет себя волна вероятности мы еще рассмотрим в одной из следующих партий.

Таким образом, если мы перестаем держаться за концепцию непрерывно существующих частиц, то все становится на свои места, и без излишнего сюрреализма. Симпанг-импанг получает свою вторую половину, фигурально выражаясь. Каждая частица постоянно исчезает и материализуется снова.

4 После всех этих экспериментов вам нужно проветриться. Переместитесь мысленно из супермаркета на ночную улицу.  Можете осмотреться, но мы здесь не для этого. Устремитесь с ускорением вверх до  хлопка, после которого вы снова увидите Заказчика и Исполнителя. Причем сделайте так, чтобы внешне Заказчик был похож на вас.

- Итак, напомни, что мне это дает?- гремит Заказчик, созданный по вашему образу и подобию.
- Во-первых, благодаря вероятностному поведению частиц, вы можете вмешиваться в любое событие, и любое вмешательство будет оправдано квантовой физикой. Правда …
-Что?
-Этим нельзя злоупотреблять и применять слишком часто, например …..
- Ну, разберусь как-нибудь. Еще что?
- А, во-вторых, вероятностное поведение позволяет связывать воедино несвязанные события.
- В смысле?
- Ну вот, допустим, в пространстве все время происходят какие-то события, – тут он махнул рукой, и вокруг начали вспыхивать и гаснуть желтые огоньки, – а вы их хотите связать между собой какой-либо причинно-следственной связью.
- Ну, - произнес Заказчик, глядя на огоньки.
- Допустим, вы хотите, чтобы часть этих вспышек-событий можно было приписать какой-либо одной частице. Вы отбираете некоторые из них и говорите, что они принадлежат одной и той же частице.
- То есть в начале все-таки слово…
- Да … и если бы все параметры поведения этой частицы были строго заданы, то подобрать вспышки было бы сложно. Но если вы говорите, что поведение имеет вероятностную природу, то сделать это гораздо проще. Нужно только следить, чтобы, в общем, сохранялись какие-то соотношения, а на уровне конкретных событий отклонения могут быть существенными.
- И зачем нам это нужно?
- Так из одного набора событий-вспышек можно будет создавать разные миры.
- Ясно, – неуверенно протянул Заказчик, и попробовал прихлопнуть одну из вспышек, как прихлопывают моль.

Теперь эти вспышки окружили и вас,  вы начинаете спешно опускаться, вернее, проваливаться вниз, отклоняясь при этом влево. Хлопок.

5 И вот вы в Нью-Йорке конца 19-го века, на набережной в районе Кларк Стрит. Вы одеты согласно моде того времени, своего пола и возраста. Теперь вы материализованы, поэтому можете чувствовать твердость мостовой и свежесть Атлантики.  Вы делаете пару шагов и обнаруживаете, что не одни. Рядом с вами прогуливается женщина в синем платье и с белым зонтиком, бородатый мужчина в сером костюме, и еще один мужчина в коричневом легком плаще и в шляпе такого же цвета.
- Вы слышали о новой войне?- спросил бородач женщину в синем.
- О боже! Нет.
- А вы? – бородач обратился к вам.
- Что вы имеете ввиду? – вопросом на вопрос отвечаете вы, пытаясь выиграть время.
- Ну как же! Войну токов.
- Господи! – игриво вскрикнула женщина, вращая зонтиком, успев понять, что эта не та война, которая требует драматических проявлений.
- Да, Тесла не на шутку схватился Эдисоном. Интеллектуал Тесла ратует за переменный ток, а нахрапистый самоучка Эдисон  держится за ток постоянный.
- А я не понимаю в чем разница, – гордо подняла голову женщина.
- Переменный ток предоставляет множество возможностей! Передачу электричества на большие расстояния, изменения напряжения, простое преобразование в механическую энергию …
- Вы прямо как Робеспьер, – улыбается женщина в синем, имея ввиду революционный запал говорящего.
- Тесла уже доказал, что электрические волны совершают революцию в технике и полностью преображают наш мир! – подыгрывает ей бородач, делая широкий жест рукой в сторону Гудзонского залива.
- Ну, почему сразу война, скорее спор. Вам, мужчинам, так хочется войны, что вы готовы увидеть ее в каждом пустяке.
- По накалу страстей и уровню финансовых рисков – самая настоящая война! Люди Эдисона разъезжают по Штатам и на публике убивают переменным током животных, демонстрируя его опасность. А наиболее горячие головы уже предлагают использовать переменный ток для казни осужденных.
- Какой ужас! – отвечала женщина в синем, подумывая о том, как бы перевести разговор на другую тему.
- Бог любит волну, – неожиданно включился в разговор мужчина в коричневом плаще, и продолжил, уже обернувшись и обращаясь лично к вам, - а что вы ищите?

Вы замечаете, что у говорящего разные глаза. Левый меньше правого. Но, не успевая это осмыслить, чувствуете, что мир смазывается. Вы перестаете ощущать, снова превращаясь в наблюдателя. И вид на Манхетен постепенно превращается в вид на торговые полки в знакомом нам супермаркете.

  6 А сейчас будем визуализировать парадокс Зенона про бегуна Ахилла и черепаху. Смысл парадокса заключается в том, что пока Ахилл бежит к той точке, в которой была черепаха, она успевает проползти еще какое-то расстояние, а когда он бежит уже к следующей точке, она успевает проползти еще какое-то и т.д. И не смотря на то, что эти отрезки все время уменьшаются, они не равны нулю, и быстроногий Ахилл не сможет догнать медлительную рептилию. Такое рассуждение кажется ловким фокусом, потому что очевидно неверен вывод. Но на самом деле, описанный в парадоксе алгоритм поведения бегуна оправдан, если он не знает, куда ползет черепаха, и каждый раз добежав до точки, где она только что была, вынужден определять в какую сторону она отползла за это время. Если бы он знал заранее, в какую сторону она движется, то просто бежал бы в этом направлении и легко бы ее обогнал.

Визуализируйте этот парадокс,  но чтобы не плодить лишние сущности опять используйте нашу старушку в пустом супермаркете. Представьте, что за ней погнался охранник. Когда он ее увидел, бабушка была у витрины с макаронами. Но только он к ней рванул, она растеклась, в своей манере, вероятностной лужей-волной. Как только охранник добежал до макарон, она уже материализовалась у кастрюль, и уже на более близком расстоянии. Охранник - к ней, а она опять исчезает. Он подбежал к кастрюлям, а она материализовалась на миг у тарелок, и опять исчезла. Расстояние между ними будет все время сокращаться, но в любом случае, чтобы добежать, до того места, где она только что была, нужно время, и за это время она опять исчезает. Поэтому ее нельзя догнать. Со стороны это выглядит так, будто охранник движется со скоростью старушки. Но вот с восприятием самого охранника сложнее. Он ни на секунду не останавливается. Добежав до того места, где была старушка, он меняет направление, но не тормозит. И при этом не может догнать. И есть только один вариант реальности, при которой более быстрый не сможет догнать более медленного, – если время остановилось. Поэтому его личное время останавливается.

Это очень похоже на утверждение современной физики о том, что личное время наблюдателя движущегося со скоростью света останавливается. То есть если бабушка движется со скоростью света и движется по вероятностным законам, то охранник, в принципе, может достичь этой скорости и двигаться вместе с ней, но тогда его личное время остановится. При этом и сам охранник тоже может исчезать и появляться, где появлялась старушка. Наши рассуждения от этого не изменятся.

По аналогии можно представить себе и частицу, которая догоняет собственную волну вероятности, двигающуюся со скоростью света. Тогда частица не сможет эту скорость превысить. А если она и достигнет скорости света, то остановится ее личное время.


7 Часто ли вас мучал вопрос бесконечен ли во времени материальный мир? Есть ли у него начало? Идея бесконечности некомфортна, а идея создания мира – не научна, как может показаться на первый взгляд. Религии предлагают обычно два варианта создания мира какой-нибудь высшей сущностью: из Ничего и из Хаоса. Попробуйте себя в обеих этих номинациях.

Представьте, как сможете, что перед вами некоторые нематериальные колебания вероятности. Это только вероятность, и, в конечном итоге, только вы решаете, где произойдет событие, где проявит себя частица. Но мы помним, что частица не существует непрерывно, а периодически проявляется от события к событию. И вот пока частица не проявилась – она в вашем сознании. Она существует, пока вы о ней помните, а потом вы ей разрешите появиться, где считаете нужным. Вы только должны следить за тем, чтобы при большом количестве повторений проявлялась некоторая закономерность. В этом удобство вероятностного поведения частиц для высших сущностей.

Теперь представьте, что вы, таким образом, контролируете сразу много частиц, каждая из которых то появляется, то исчезает. И вообразите, что они исчезли все одновременно и сейчас они у вас в сознании. А перед вами пустота. Теперь «выпустите» всех - это и будет началом материального мира.

Второй вариант. Представьте, что перед вами в пространстве зажигаются и гаснут желтые вспышки-события, одни из которых имеют оранжевый оттенок, а другие – лимонный. Перед вами - Хаос. Но вы начинаете связывать эти вспышки друг с другом, считая, что вот эти вспышки вызваны одной частицей, а вот эти - другой. Благодаря вероятностному подходу это сделать несложно. И вот уже перед вами мир, состоящий из движущихся по определенным законам материальных частиц. То есть вы, только что, создали мир из первородного Хаоса.

Таким образом, материальный мир может быть создан из нематериального, и это не противоречит принципам современной физики.

8 Сознание противится бесконечности, которую не случайно называют «дурной». И кажется, что мир тоже ей противится. Оказывается, что не может быть бесконечной скорости, есть предел. Нельзя бесконечно уменьшать расстояния, есть предел. И даже у материального мира может быть начало, как мы только что мы определили. И бесконечность нельзя себе представить.

Может быть это закон – не может существовать то, чего нельзя представить. И может существовать все, что представить себе можно. Казалось бы, это мало, что меняет, но эти законы превращают нашу фантазию в мирообразующий инструмент. Будьте с ней осторожней. И теперь все наши персонажи получают право на существование. Теперь вы будете вынуждены считаться и с исчезающей старушкой, и с  быстроногим охранником, который не может ее догнать, и с разноглазым мужчиной, и даже с Симпанг-импангом.

пятница, 18 апреля 2014 г.

Рассуждения о большом "И"



Рассуждения о большом "И"
2008г. 

Одна и та же сцена, снятая в разных ракурсах и по-разному кадрированная может быть произведением искусства, а может и не быть им. И это не зависит от тех чувств, которые порождают объекты съемки. Одна и та же трогательная березка на фотографии может быть искусством, а может и не быть им.

Что-то на картине являющейся произведением искусства может шокировать  наблюдателя, если допустим по его религиозным воззрениям и обычаям недопустимо обнажение человеческого тела, а может и не шокировать. Так же и шокирующее произведение, например нецензурная надпись, может быть искусством, а может и не быть им. 

Произведение искусства может вызывать у кого-то удивление, а может и не вызывать его. Одна и та же мысль по-разному изображенная может быть или не быть искусством. Таким образом, искусство само по себе отдельно от смысла, чувств и эмоций, хотя вполне может  сосуществовать вместе с ними. По этой причине его и нельзя описать словами, можно только показать и сказать чем оно не является. Даже само слово "искусство" не очень точно отражает то, о чем мы пытаемся сейчас говорить.  Скорее нам нужно то, что отличает более удачную работу художника от менее удачной, и просто приятную картину маслом от произведения искусства. Назовем это большой буквой "И". 

Итак, мы столкнулись с тем, что это "И" можно наблюдать, но нельзя описать. В математике есть аналог этому явлению. Возьмем к примеру любое иррациональное число. Мы можем сказать больше оно или меньше того или иного рационального числа, но точного соотношения между ними не существует в принципе. Это иррациональное соотношение, которое нельзя выразить числом. 

Похожая ситуация и с чувственным восприятием. В том, что мы наблюдаем присутствуют как рациональные соотношения, так и иррациональные. Наличие иррациональных соотношений в картине или в музыке превращает их в произведение искусства. Поэтому наше "И" и есть эти иррациональные соотношения. Человек, понимающий искусство - тот, который может распознать эти соотношения. Он просто отличает работы с "И" от работ, в которых его нет. Если он, фотографируя, ищет нужный ракурс, то он отбирает из всех вариантов тот, в котором больше всего таких соотношений. Подходя к картине на выставке, он отличает ее от других по этим соотношениям. Также он выбирает место для очередного мазка, если рисует сам. Эта способность отличать иррациональные соотношения от других, скорее всего, врожденная.

Иррациональные отношения в воспринимаемом также хрупки, как и в численном ряду. Также как иррациональные числа отличаются от рациональных бесконечно малым значением, так и иррациональные соотношения в картине  зависят от   нюансов изображения. Чуть-чуть изменив ракурс или кадрирование мы ничего не меняем в самом объекте, но меняем соотношения на изображении. И при этом будет лучше если никаких эмоций мы не будем испытывать, потому что они помешают нам почувствовать иррациональность и особенность этих соотношений. В музыке тоже именно нюансы отличают  произведение искусства. Классическая, без этих нюансов превращается в "просто музыку", а популярная музыка может стать произведением искусства, если талантлив исполнитель.  Эти соотношения могут быть услышаны и в шумах на улице, увидены в луже или на испачканной стене. То есть эти соотношения вполне могут появляться и случайно, как иногда и у бесталанных художников. Но талантливый художник создает их на полотне осознано и целенаправленно. Талант - способность отличать иррациональные соотношения.

Также, как на любом числовом отрезке размещается бесконечное количество иррациональных чисел, также изображая любой объект можно отобразить любое количество иррациональных соотношений и превратить это изображение в произведение искусства. Поэтому Анри Ренуар говорил своему сыну, что объектом изображения на картине может быть совершенно любой предмет. Еще он говорил о том, что завидует ремесленникам, которые всю жизнь изображают несколько религиозных сюжетов. Им не нужно заботиться ни о передачи смысла или чувств - все и так знают, о чем говорится в этих сюжетах. Художник становится свободен и может сосредоточиться на искусстве, отражая через нюансы  изображения иррациональные соотношения.

Однако чтобы оценить работу талантливого автора нужен не менее талантливый зритель. Одному талант нужен, чтобы создать иррациональные соотношения, второму, чтобы эти соотношения обнаружить. Способность ощущать иррациональное, делает человека талантливым во всем. Другое дело, что мы называем талантливыми людьми, тех, кто может создать что-то талантливое. Но для этого необходимо сочетание таланта и способности к определенному виду деятельности. А такое сочетание достаточно редкое явление - тяга к иррациональному делает человека непрактичным. Поэтому довольно много людей со способностями, скажем к рисованию, но без таланта, и достаточно много людей талантливых, но которые никак не проявляют его из-за отсутствия способностей. А вот одновременно и способных, и талантливых мало. 

Кстати, если говорить о "талантах и поклонниках", то уровень способности к восприятию искусства  у зрителя тоже бывает разным. И он не сможет в полной мере оценить работу, богатую "И", если  талант проявленный художником больше, чем талант данного зрителя. Так если человек способен обнаружить только определенное количество иррациональных связей на полотне, то все остальные для него будут потеряны. То есть, чтобы в полной мере оценить произведение талантливого автора, нужен не менее талантливый зритель.

Эта способность к обнаружению "И" врожденная, но даже если она и заложена в человеке, то может остаться нераскрытой если он не привык это крайне непрактичное и нерациональное ощущение считать чем-то стоящим или если, следуя устоявшимся взглядам, склонен искать в произведениях искусства смысл и эмоции. Чтобы показать ему, о чем идет речь, нужно очистить картину от всех чувственных ассоциаций и смысла. Оказалось, что если взять вполне реалистичную картину с очень удачной композицией, соотношения которой являются иррациональными, и заменить эту композицию общими геометрическими фигурами с такими же соотношениями, то художественная ценность произведения может сохраниться, потому что мы сохранили все иррациональные соотношения и избавились от "балласта". Этот наблюдение послужило толчком к отображению таких соотношений в "чистом виде". Самым известным изображением одного такого соотношения является черный квадрат Малевича.

Такой абстрактный минимализм в живописи, хорош именно своими  методическими свойствами. На этих примерах и произведениях легче всего учиться отличать иррациональные соотношения и создавать их. Однако довольно  скучно читать  всю книгу ради одной ценной фразы, хотя это и лучше, чем вообще ничего. Так же и огромная картина, содержащая в себе лишь несколько иррациональных соотношений - неэффективное использование пространства. Такие работы в репродукциях, после уменьшения в сто раз, смотрятся иногда лучше, чем в оригинале. И уж точно ничего не теряют. Не так мало художников, которые могут изобразить в своих работах некоторое небольшое количество иррациональных соотношений, на уровне основных пропорций и основных цветовых пятен. И это уже "И", но это лишь начало. 

Зрителю, способному отличать "И", достаточно посмотреть вокруг, чтобы выделить в мысленные рамочки десяток таких "картин". Если перед вами дерево, то несложно   мысленно выделить такой фрагмент ветвей, в котором бы основные пропорции были иррациональны, и который вполне мог бы стать картиной. 

Фотография сперва отняла у живописи функцию копирования, теперь же художественная фотография вытесняет ее из "простого искусства", то есть такого искусства, в котором присутствует "И", но только на уровне основных пропорций.  В самом деле, стоит ли перемазывать красками себя и собаку, чтобы нарисовать несколько жирных пересекающихся полос, даже если в этом и будет присутствовать искусство, если можно из окна, используя "зуммер", щелкнуть удачное переплетение ветвей, обрезать фото нужным образом на компьютере и потом распечатать в любом формате? 

На мой взгляд, следует не растягивать размеры своих работ до неимоверных размеров, а наоборот стремиться к максимальной плотности "И". Количество иррациональных соотношений на полотне должно быть, как можно больше, и уж точно больше, чем мы видим вокруг себя, когда идем на выставку. А чтобы таких соотношений было больше, необходимо увеличить число пятен, линий, мазков. Фактически речь идет о необходимости усложнения живописи, но это не сложность ради сложности. Зритель, способный отличать "И", должен замирать возле картины, потому что ему никогда не доводилось созерцать такое количество иррациональных соотношений сразу, одним взглядом. Он видит в этом ее исключительную редкость, тогда как для его тещи, возможно, это такая же картина, как и все остальные, если не хуже.

Красота - одновременное сочетание редкого и привычного в одном объекте. Так если все лица, которые вы видели есть различные отклонения от некоторого одного типа, то когда он вам повстречается, то будет для вас одновременно и редким и привычным. И вы его сочтете красивым. Но если вы на этом лице женитесь, то через какое-то время "редкость" исчезнет и чувство восторга от красоты тоже. Равно и наоборот, встретившись с редкой дурнушкой, вы можете со временем привыкнуть к ней, а когда привычность и редкость достигнут определенной пропорции, то для вас она станет вполне симпатичной. Величина этой пропорции зависит от типа человека и его возраста.

Для человека, способного видеть "И" появляется дополнительный показатель, по которому он определяет редкость произведения искусств - наличие и количество иррациональных связей. Поэтому редкая в этом плане работа может вызвать в нем чувство красоты, похожее на то которое вызывают просто красивые объекты, как например красивые люди. Но следует помнить, что это в общем-то "нормальное" ощущение вызвано соотношениями, которые являются в некотором смысле "не от мира сего" - соотношениями иррациональными. Впрочем, если кто-то считает, что аналогия с иррациональными числами слишком натянута, может называть их эти соотношения "особенными" - суть от этого не изменится.

вторник, 15 апреля 2014 г.

Мне кажется, что многими Украина воспринимается как голубка, пытающаяся вырваться из лап кошки. И вот стоит вырваться - все будет хорошо, но при этом не принимается во внимание, куда именно рвется эта голубка. В Украине коррупция приобрела больший размах, чем в России, но почему никто не задается вопросом "почему"? Причем, в том числе, и "бытовая" коррупция - то есть вымогают у друг друга, если не все, то очень многие. Фактически, речь идет о том., что общество с еще большим пренебрежением к закону чем в России, провозглашает, что ей близки Западные ценности, основной из которых является равенством перед законом. Политическая система в Украине - не демократия, а анархия с властью олигархов/полевых_командиров.  Эта пропасть с законопослушной Европой была всегда и гораздо более острой. Для примера достаточно перечитать Тараса Бульбу. Если Беларусь впитала в себя польскую законопослушность, но утратила волю к изменениям. То Украина не принимала западные ценности неистово и не приняла. Петр неимоверным усилием привил некоторую часть западного представления о законопослушности России, а уже через российскую империю этакой "репоставкой" эта западная прививка, в еще более ослабленном виде попала и в Украину. Но получив независимость, она снова вернулась к "корням", к анархии с властью отдельных лиц и кланов в зонах своего влияния, это выразилось и в коррупции, и в майданах. И то, и другое - одно и то же явление. Россия ближе к западным ценностям чем Украина, которая стремится на запад не к ценностям, а от бедности и бардака. Но не убежать - дело в них самих. И я думаю, чем быстрее начнутся интеграционные процессы с ЕС, тем быстрее начнется их "отторжение". И не стоит забывать, что основным противником Бандеры был именно запад, в лице Польши. Поэтому особых перспектив я тоже не вижу. Впрочем, я часто ошибаюсь :)

понедельник, 14 апреля 2014 г.

Партия первая. ИГРА В БИСЕР (о науке и религии в 12 партиях)



ИГРА В БИСЕР
(о науке и религии в 12 партиях)
Игра в бисер – интеллектуальная игра, в которой участники связывают различные суждения, наблюдения и факты между собой. Каждый игрок во время своего хода добавляет свой тезис, таким образом, чтобы он был связан ассоциативной или причинно-следственной связью с другими. Некоторые из них могут быть связаны сразу с несколькими тезисами, и  тогда они называются собирающими. Игра считается законченной после введения второго собирающего тезиса.
Как и при чтении записей шахматных партий, партии Игры в бисер необходимо визуализировать, представляя себе каждый ход, каждый тезис. Поэтому игра развивает воображение, учит анализировать процессы и находить глубинную связь между, казалось бы, не связанными явлениями.

Партия первая
1 Представьте себя, сидящим в светлой просторной комнате на  жестком диване перед журнальным столиком. На столике лежит белоснежный лист бумаги, темно синяя ручка и монета. Вы берете еще прохладную монету правой рукой, готовитесь и подбрасываете ее в воздух, стараясь, чтобы она совершила как можно больше оборотов и упала обратно в руку.  Мысленно остановите время и посмотрите на себя со стороны: вы сосредоточились  на монете, зависшей в воздухе, повернувшись к вам гербом. Сейчас вы уже абстрактный наблюдатель и ничего не чувствуете, только разглядываете сцену, мысленно перемещаясь вокруг себя сидящего. Теперь вы можете лучше рассмотреть комнату. Оказывается, что в ней еще есть люди. Сзади вас женщина в синем платье открывает дверь, чтобы выйти из комнаты. Она тоже застыла, но вы ощущаете, что небольшим волевым усилием можете изменить все. Ну, или почти все. Мне трудно это ощущение описать, это почти физическое присутствие во всем.

Картинка приходит в движение, монетка взлетает выше, и  ваша ладонь тоже немного поднимается, как бы продолжая подталкивать снизу, а женщина делает шаг вперед. Сквозь открытую дверь виден коридор, освещенный более резким и более желтым светом. Вы можете вернуться в себя, но вы открыли замечательную возможность моделирования в этом мире. Вы ощущаете, что в ваших силах изменять ситуацию, и повторять ее много раз.

Воспользуйтесь возможностью и проведите ряд мысленных экспериментов. Нужны ли вам эти эксперименты и будут ли стоить они затраченных усилий? Затрудняюсь ответить, но в воображение есть что-то божественное. Не то божественное, у которого просят здоровья и успехов в бизнесе, а то, которое дерзновенно и созидательно и, которое, раз задев, уже не отпускает.

Поэтому продолжим. Запомните, в каком положении зависла монета, и верните ситуацию к моменту начала броска. Мысленно переместите женщину в синем платье в другое положение и снова запустите процесс. Но теперь ваша рука движется чуть-чуть по-другому, и вы по-другому реагируете на звук открывающейся двери, и когда монета достигает прежней точки, она оказывается обращенной к вам уже другой своей стороной.

Значит ли, что положении женщины повлияло на бросок? Вы находите интерес в том, чтобы быть экспериментатором и небольшим божком этой комнаты. Вы повторяете бросок, но уже выведя женщину в синем  из комнаты заранее. И снова видите, что траектория полета монеты изменилась с самого начала, от неуловимого изменения движения руки. Но вы устали осознавать эту сцену и возвращаетесь в свое тело, где все легко и просто. Монета падает вам в правую ладонь и вы, довольный своей ловкостью, кладете ее на тыльную сторону левой ладони. Орел.

Вы кладете монету на стол, берете темно-синюю ручку и ставите первую галочку в левой части листа. Снова берете монету, снова подбрасываете, снова ловите и записываете. И снова – орел.

Далее мы сэкономим время. Представляйте себя через какие-то определенные отрезки времени. Так часто поступают в кино, чтобы за котроткое время показать длительный процесс.  В каждом таком моменте вы чувствуете, что вам все сложнее концентрироваться на бросках, а поставленные вами галочки множатся на левой и правой части листа. И освещение комнаты раз за разом становится все более и более вечерним. Причем, если вначале галочек слева было больше, то постепенно их число в правой и в левой частях листа сравнялось.

Итак. Первое в этой партии наблюдение. Число выпадения орла и решка постепенно выравнивается. Но почему? И стоило ли так напрягать воображение для визуализации  такого общеизвестного факта?

2 Если до этого мы учились мысленно покидать тело, то теперь погрузимся в него еще глубже. Настолько, чтобы были видны длинные аксоны нервных клеток, пронизывающие всю руку и по которым передаются сигналы, которым подчиняются мышцы. Мы видим как передаются управляющие импульсы. Причем видим их как будто в учебном фильме, где все красиво и понятно. В реальности бы мы ничего не разглядели, но это только потому, что выбирать реальности мы еще не умеем.  

Окрасьте нервные волокна в фиолетовый цвет, а пучки мышечных волокон в розовый. Сигналы пусть будут желтыми. На свое усмотрение можете выбрать оттенки: от оранжевого до лимонного. Говорят, что ваш выбор будет зависеть от характера. Лично мне милее оранжевый.

Мысленно присмотритесь к двум соседним мышечным пучкам, прикрепленным к суставу. Вот желтые сигналы по двум аксонам одновременно достигают их, и пучки одновременно сокращаются, сустав поворачивается. Теперь представьте, что сигнал по одному из аксонов пришел чуть раньше, пучки сократились не синхронно и сустав уже повернулся по другому. Небольшое расхождение приводит к изменению движения руки и следовательно к изменению траектории монетки.

Проведем небольшое расследование и проследуем по фиолетовому аксону до источника сигнала - нейрона. Погрузившись еще глубже, до атомного уровня, вы увидите что мембрана пропускает заряженные ионы натрия, что и вызывает электрический сигнал. Не знаю, как вы будете представлять себе ион натрия, но это не имеет значения, потому что даже физики не уверены, что его можно визуализировать однозначно. А значит даже физики разрешили нам иметь свое мнение. Но главное, вы должны представить, что ионы движутся несколько хаотично. Физики утверждают, что у всех элементарных частиц поведение – вероятностное. То есть нельзя точно сказать, как именно поведет себя частица в конкретный момент, можно только говорить об определенной вероятности, которая проявится лишь при большом количестве повторений. То есть не сложно сказать, как частица поведет себя в конкретный момент времени, а невозможно, в принципе. И это положение носит фундаментальный характер.

Ион натрия состоит из небольшого числа элементарных частиц, которые передают ему свою неопределенность, поэтому он может выйти за пределы мембраны и несколько раньше, и несколько позже, что повлияет на сокращение мышечных волокон, и траекторию полета монеты, и на конечный результат броска. Таким образом, на эксперимент с монеткой влияет мир элементарных частиц и его фундаментальные законы.

3 Снова покинем свое тело, мысленно выскользнем из комнаты, в которой уже включилось дополнительное освещение, проследуем по длинному коридору, в конце которого обгоним женщину в синем платье, и сможем заглянуть ей в лицо, описывать которое я не буду и целиком оставляю на усмотрение вашего воображения и предпочтений. Спустимся по шахте лифта вдоль свисающих тросов и кабелей, и окажемся в супермаркете на первом этаже около очередей в кассы. Здесь вы материализуетесь и сразу начинаете чувствовать запахи, слышать звуки и ощущать свое тело. Привыкайте, проделывать подобные трюки теперь вам придется часто.

 Вот одна очередь стала продвигаться быстрее других и стала короче. Значит ли, что она останется такой же? Нет, чем короче очередь, тем больше желающих ее занять. Вот перед вами прошмыгнула старушка, а за ней и женщина средних лет, в сером плаще. Старушка, кажется, очень довольна, что так удачно заняла короткую очередь, а женщина в сером, еще какое-то время сравнивает соседние очереди, пытаясь определить какая из них пройдет быстрее. Избавьте ее от сомнений и займите за ней.

Вернее сказать, вы бы избавили ее от сомнений, если бы встали в две соседние очереди, но раздваиваться, мы еще не умеем, хотя и затронем эту тему в другой партии. Поэтому заняв очередь за ней, вы просто утвердите женщину в мысли, что эта очередь и вправду предпочтительней, раз ее продолжают занимать. Ну, и кроме того, от перехода в другую кассу ее уже остановит необходимость некоторого социального взаимодействия с вами. Вы, например, можете подумать, что-нибудь нелицеприятное про ее шараханья из очереди в очередь. И женщине уже вдвойне будет неприятно, если она перейдет, а до кассы вы дойдете быстрее, чем она.

Теперь выйдите из тела, поднимитесь над залом и верните ситуацию, к тому моменту когда одна очередь стала короче. Мысленно обозначьте стрелками людей в зале, которые это заметили и устремили к этой кассе свое внимание. Теперь также мысленно сделайте эту очередь еще короче. Таких стрелок стало еще больше, еще больше людей захотело встать в эту кассу и если теперь вы опять отпустите время, то увидите, как множество людей кинется к этой очереди, обгоняя бабушку. Чем более неравными оказываются очереди, тем с большей скоростью происходит выравнивание. И, на первый взгляд, это похоже на выравнивание Орла и Решка при многократном подбрасывании монеты.

4 Мысленно, а значит без ощущений,  устремляемся через шахту лифта и длинный, уже пустой, коридор обратно. Вы снова возвращаетесь в комнату, сквозь огромные окна которой видны огни города и дальнее зарево. Но на этот раз вселяетесь не в себя самого, сидящего на жестком диване, а … в монету. Вы можете почувствовать себя монетой? Монета ничего не чувствует и как только вы в нее попадаете, вас сразу выталкивает обратно, с одним только ощущением забвения и пустоты, отсутствия осознания. Вы убеждаетесь таким образом, что монета не может помнить, как ее подбрасывали ранее, чтобы как-то скорректировать свой полет и выровнять число исходов.

Но может быть есть какой-то другой механизм выравниваний, не требующий осознания. Снова мысленно выйдем, пересечем залитый желтым искусственным светом коридор и окажемся в небольшой  лаборатории. Найдите, уже материализовавшись в тело, два высоких узких стеклянных сосуда, соединенных тонкой трубкой. Возьмите двумя руками тяжелый графин  и начните выливать воду в один из сосудов, стараясь не расплескать, что в начале будет непросто. Второй сосуд тоже станет заполняться через, соединяющую их, трубку. Уровень воды, в начале, будет в нем ниже, но  как только вы закончите выливать воду – уровни воды в обоих сосудах быстро выровняются. И чем больше разница в уровнях, тем больше сила, толкающая воду по соединительной трубке.

И опять может показаться, что мы нашли механизм, аналогичный тому, который выравнивает число исходов при подбрасывании монеты.

5 Возможно вам уже надоело, но необходимо  снова мысленно вернуться в комнату. Снова внимательно облетите самого себя и монетку, чтобы убедиться в отсутствии механизмов, выравнивающих число выпадений Орла и Решка. Более того, вероятность выпадения, скажем, Орла всегда одинакова. И это понятно, монетка не обладает ни возможностью запоминать результаты предыдущих бросков, ни возможностью корректировать этот результат. И нет механизмов вроде резинового жгута, который бы все больше растягивался при выпадении Орла и этим бы увеличивал вероятность выпадения Решка. Нет, вероятность всегда одинакова. И даже если перед этим 10 раз выпало Орел, то вероятность выпадения Решка, по теории вероятностей все равно останется равной ½. Но, тем не менее,  при многократном повторении,  число исходов сравнивается.

Тот факт, что мы не видим никаких механизмов регулирования, когда факт такого регулирования налицо,  говорит о том, что есть какие-то силы, о которых мы не знаем и которые не можем выявить, но которые, тем не менее, влияют абсолютно на все.

6 Когда мы были в лаборатории, то видели там компьютер. Вернемся к нему. После того, как вы побыли монеткой, вам не составит труда заглянуть внутрь компьютера. Сейчас же нас будет интересовать функция случайных чисел. Когда мы запускаем подпрограмму с этой функцией, то на экране показываются числа 0 и 1 в случайном порядке. Но что же при этом происходит?

Погрузитесь в микросхему. Вы увидите кажущийся хаос электрических сигналов, но все они подчинены строгим алгоритмам. И на самом деле, числа которые появляются на экране совсем не случайны. Они строго запрограммированы, но создают иллюзию случайности. И при большом количестве показов, количество 1 и 0 будет сравниваться. Если же мы вынырнем из микросхемы и снова посмотрим на экран, то не зная, что происходит внутри, нам будет казаться, что это действительно случайные числа.

7 Теперь вырвемся в умозрительном полете из здания в котором находится комната, пронесемся над огнями ночного города к далекому зареву, которое при приближении оказывается проснувшимся вулканом, у подножия которого дикое племя слушает бородатого жреца. Жрец объясняет народу, что это боги сотрясают землю за то, что племя нарушило какое-то табу.

То есть вы не слушали его речь, но также как и часто бывает во сне, вы по какой-то причине точно знаете о чем идет речь. Народ, среди которого и женщина с таким же лицом, что у женщины в синем платье, с благоговением слушает, и взирает на жерло вулкана. Это пример слишком явного божественного вмешательства.

Напрягите свое воображение еще раз и вознеситесь вверх. Ускоряйтесь до тех пор, пока все земное не схлопнется и не останется позади, и вы не окажетесь там, где создаются миры. И вы увидите Заказчика и Исполнителя.

-          Я хочу управлять всем, но чтобы об этом никто не догадывался, – гремит Заказчик.
-          Это не сложно, - отвечает Исполнитель, - мы сделаем так, чтобы каждая элементарная частица подчинялась вашей воле, то есть каждое ее конкретное движение было бы непостижимым для смертного,  но при большом количестве повторении наблюдалась бы определенная закономерность. И тогда все будут думать, что это просто какие-то временные погрешности и что есть какие-то выравнивающие силы.
-          Но ведь они таких сил не найдут и тогда сразу догадаются о моем существовании.
-          Не догадаются, и даже не догадаются искать эти силы. Мы сделаем так много примеров подобного выравнивания, что для всех эта идея будет естественна.
-          Но все-таки. Бросать монетку и видеть, как восстанавливается баланс, между Решко и Орлом, при отсутствии всяких видимых сил, стоящих за этим, и при том, что вероятность каждого отдельного броска остается той же, и не догадаться, что за всем этим стою я … это ж какими тугодумами нужно быть?!
-          Я вас умоляю ….

Послушав этот разговор вы снова устремляетесь вниз, снова хлопок, снова подножие вулкана, но теперь вы там застаете не дикарей, а двух вулканологов в блестящих огнеупорных костюмах.

-          Вулкан проснулся потому что частота подземных толчков изменилась  – перекрикивет шум бородатый вулканолог.
-          Понятное дело, - отвечает ему женщина.

И вы снова начинаете подниматься, но на этот раз медленно и расслабленно, чтобы можно было рассмотреть и вулкан, и город, и большие окна комнаты с сидящим в ней человеком.

Еще не понятно, для чего нужно было это делать, но понятно, что некое сверхуправление в нашем мире осуществляется. Осуществляется на уровне всего сущего, потому что поведение каждой элементарной частицы – вероятностно, но еще не понятно, для чего это влияние нужно маскировать.

Схема партии: