воскресенье, 20 апреля 2014 г.

Партия вторая. ИГРА В БИСЕР (о науке и религии в 12 партиях)





Партия вторая






Партия вторая
1 Эту партию мы начинаем с пустого супермаркета на первом этаже. Мысленно оставим только две кассы, за которыми нанесем черную полосу. А перед кассами поставим старушку.

Лучше всего использовать в подобных мысленных экспериментах именно старушек. Если мы говорим, например, «мужчина» или «женщина», то нам этого явно недостаточно, нужно что-то обязательно добавить в описание, хотя бы что-то про синее платье или средний возраст. Но когда говорим «старушка», то и этого довольно. Причина этого проста. На языке северных народов, например, имеется большое количество слов описывающих снег и его состояния, потому что в условиях крайнего севера это важно. Мужчина и женщина – важные в нашей жизни персонажи, поэтому просто «мужчина» для нас так же недостаточно, как для эскимоса просто «снег». Старушки же на нашу жизнь почти не влияют, и мы привыкли к ним относиться с легкой иронией. Поэтому когда мы говорим о том, что в мысленном эксперименте будет участвовать старушка, то это органично и этого, в общем-то, достаточно.

Теперь мысленно поставьте перед собой ладонь, чтобы не видеть кассы, но при этом вы видите и черную линию за ними, и старушку на изготовке. Вот она тронулась с места, исчезла из поля видимости за ладонью и появилась на черной линии, которая немного посветлела в том месте, где оказались бабушкины ботинки.

Верните старушку и повторите эксперимент. Теперь она прошла кассы и остановилась на линии в другом месте. Продолжайте так гонять бабушку, и после многократного повторения обратите внимание, на полосу за кассами. Теперь совершенно черные, нетронутые ногами старушки, зоны будут чередоваться с почти белыми, на которых она оказывалась чаще всего. Почему то некоторые зоны оказались для нее запретными.

Заинтересовавшись этим явлением, повторите цикл мысленных экспериментов, но с небольшими изменениями. Снова сделайте полосу черной, но на этот раз уберите руку, чтобы видеть все, что происходит у касс. И снова запустите бабушку. Теперь видно,  что она проходит то через одну, то через вторую кассу. Но что-то не так, что-то изменилось. Обратите внимание, что на линии уже нет чередующихся темных и светлых интервалов, исчезли запретные для старушки зоны.

Вы снова закрываете ладонью обе кассы, и снова для бабушки образуются на линии участки, в которые она не может попасть. Становится понятно, что на эксперимент влияет факт наблюдения, но возможно что-то в нашем взгляде влияет на старушку? Тогда пойдем на хитрость, поставьте ладонь так, чтобы видна была только вторая касса. Теперь вы не будете смущать подопытную бабушку своим взглядом, когда она станет проходить через другую кассу. И, казалось бы, проходя через первую кассу, она должна соблюдать запрет на некоторые участки линии, а проходя через вторую – нет. Проверим. Вам везет с первого же пуска. Старушка исчезает из поля зрения, а следовательно, проходит через первую кассу, и неожиданно оказывается стоящей на запретной зоне. А если бы мы сокрыли от наблюдения и вторую кассу, то этого никогда бы не произошло. То есть на результат эксперимента влияет сам факт наблюдения, даже если никакого, контакта с объектом наблюдения не происходит. И если вам трудно все это представить – не расстраивайтесь, не вам одному. Сейчас попробуем обойтись без старушки.

Не только некоторые старушки умудряются занять очереди сразу во все кассы, также ведут себя, время от времени, и элементарные частицы. Представим себе красивый мысленный эксперимент. Вместо черной полосы - черный улавливающий экран. Вместо касс – красный заградительный экран с двумя узкими отверстиями. А вместо исходной позиции для бабушки – черная пушка, выстреливающая частицы. То, что пушка выстрелила, мы определяем по желтой вспышке, а место попадания в улавливающий экран - по появившейся желтой точке на нем.

Начинаем мысленно стрелять и, стреляя, обнаруживаем, что попадания тоже распределяются полосами. Физики это объясняют тем, что хотя выстреливается одна частица, но если мы не можем определить через какое из отверстий она прошла, то она в виде волны проникает через оба отверстия одновременно. Потом, тоже в виде волны, частица продолжает распространяться дальше уже от обоих отверстий, на улавливающем экране эти две волны складываются и дают интерференционную картину. Образуются полосы минимума и максимума. Но это еще не значит, что частица, каким-то образом, размазалась по улавливающему экрану, вовсе нет. Это распределилась ее вероятность. Теперь согласно этой вероятности где-то материализуется частица. И появляется желтое пятнышко. Но оно никогда не появится там, где вероятность появления нулевая, поэтому если мы долго будем стрелять из пушки, то на улавливающей стенке образуются желтые и черные полосы, как на пчеле.

Применительно к бабушке это выглядело бы так. Если никто не видит, как она проходит через кассы – она превращается в лужу, которая сначала волнообразно проходит через две кассы одновременно. Потом две волны от каждой кассы накладываются на черную линию, образуя полосы вероятности. И потом, в соответствии с этой вероятностью, бабушка появляется в какой-либо точке, впитывая в себя всю распределенную по полу супермаркета лужу, как жидко-металлический терминатор-3. И закончив материализацию, моя старушка, в моих фантазиях, обычно чихает.

Такое поведение и некоторых бабушек и всех, без исключения, частиц называется в физике корпускулярно-волновым дуализмом. При этом сами физики не советую его представлять визуально, справедливо полагая, что получается какая-то ерунда. Более того, этой ерундой и тем, что большинство основополагающих принципов современной физики нельзя себе представить они даже гордятся. А гордость, почти для всех, такой же необходимый продукт как еда и питье, и физики – не исключение.

Каждое новое поколение старается придумать свой собственный жаргон и найти область деятельности, в которой могло бы обогнать старшее поколение, и таким образом, получить повод для гордости. В разное время этими областями мог быть и рок-н-ролл, и компьютер. Но физикам и придумывать специально ничего не нужно было, в их  распоряжении уже давно имеется полный набор для глумления над обывателями: свой жаргон, принципы, которые нормальный человек не может себе представить, и десяток, шокирующих утверждений.

Но вернитесь к опыту с частицами. Сделайте так, чтобы можно было определить, прошла ли частица через второе отверстие или нет. Установим детектор. Однако в микромире нельзя что-то измерить без взаимодействия. Следовательно,  если частица будет проходить через второе отверстие, на нем мы обнаружим желтую вспышку. Итак, мы увидим, что в некотором случае, частица проходит через второе отверстие, а в некоторых – через первое, впрочем, о последнем мы только догадываемся. И вот оказывается, что для частиц уже нет запретных зон. Причем и для той, которая пролетает через первое отверстие. То есть сам факт наблюдения за вторым отверстием влияет на частицу, пролетающую через первое, которая никак с детектором не контактирует.

А на языке корпускулярно-волнового дуализма это означает следующее. Если частица узнает, что кто-то поставил детектор, то ведет себя как нормальная частица, пролетая то через одно отверстие, то через другое. А если она уверена, что датчиков нет, то в виде волны проникает одновременно через два отверстия, накладывается сама на себя и материализуется в какой-либо точке в зависимости от вероятности.

2 Если вам кажется, что предыдущий пример слишком запутан, то я покажу вам какими могут быть запутанными человеческие воззрения на примере легенды народа, проживающего на острове Борнео Малайского архипелага. А заодно отдохнем от физики. Но и полностью не расслабляйтесь - попробуйте представить мой рассказ, если вам уже есть 18 лет.

Ибаны, или приморские даяки, рассказывают, что однажды группа даякских женщин отправились в джунгли за молодым бамбуком. Уже на обратном пути они присели на большое поваленное дерево и принялись чистить собранные побеги. Совершенно случайно они заметили, что из ствола дерева, задетого ножом, сочится кровь. Оказалось, что женщины сидели на гигантском удаве, который в данный момент, очень удачно для них, находился в состоянии оцепенения. Женщины позвали мужчин, которые, конечно же, удава убили. Однако когда нарубленное мясо змеи стали жарить, послышался странный шум, исходивший от сковороды, и тут же начался страшный ливень, превратившийся в потоп.

За убийство змеи потоп погубил всех, кроме одной женщины, одной собаки, одной крысы и еще нескольких мелких созданий, спасшихся на самом высокой горе. Женщина, имя которой до нас не дошло, заметила, что собака греется около дерева. Ползучее растение, обвивающее ствол дерева, терлось об него на ветру и нагревалось. Сообразительная женщина, которой еще предстоит нас удивить по-настоящему, сделала из дерева сверло. Быстрым трением которого о растение она сумела добыть огонь.

Но очаг это еще не семья. Женщина выбрала себе в мужья, изобретенное ей сверло. И от этого союза родился сын, который получил имя Симпанг-импанг. Мальчуган рос шустрым, но не без существенного наследственного изъяна. Поскольку у него был только один полноценный родитель, то он обладал только одной рукой, одной ногой, одним глазом, одним ухом и половиной туловища. Эти физические недостатки отталкивали от него друзей по играм – животных. Но вскоре подвернулся случай все исправить.

Ветер стащил немного риса, который сушил Симпанг-импанг. Парень потребовал или вернуть рис, или заплатить за него. Ветер наотрез отказывался, но потерпев ряд поражений в борьбе с Симанг-импангом, предложил ему в качестве оплаты вернуть недостающие части тела, на чем и сошлись. И вот с тех пор у людей с частями тела полный порядок.

История крайне запутанная, но если подобные объяснения повторять долго и с серьезным видом, то можно в неё и поверить. Современная физика тоже очень запутана, но она дает точные предсказания, поэтому люди терпят ее сбивчивые объяснения. Хотя, возможно, эта запутанность вызвана стремлением держаться во что бы то ни стало за какое-то одно привычное утверждение, истинность которого никем не подвергается сомнению.

3 Вернитесь к опыту с красным экраном и черным уловителем. И попробуйте все упростить. Представьте себе, что нет непрерывно существующих материальных частиц, что они материализуются только в момент какого-то события, взаимодействия. Все остальное время существует лишь нематериальное вероятностное поле, которое определяет, где произойдет то или иное событие, да  и то на уровне вероятности, а не точно заданным образом.

То есть выпуск частицы из пушки и есть событие, во время которого существовала частица, и после чего она сразу исчезла. Вместо нее продолжило распространяться вероятностное поле, которое прошло через оба отверстия и, достигнув уловителя, определило вероятность появления частицы в той или иной точке. И в соответствии с этими вероятностями частица снова появилась. То есть, по большому счету, она не пролетала ни через одно отверстие вообще.

Теперь поставим детектор у второго отверстия. Снова вспышка в пушке и снова пошла вероятностная волна, но вот дальше ее распределение будет зависеть от события на детекторе. Причем даже отсутствие сигнала от него будет влиять на вероятностную волну, которая в этом случае, не будет проходить через второе отверстие. Как ведет себя волна вероятности мы еще рассмотрим в одной из следующих партий.

Таким образом, если мы перестаем держаться за концепцию непрерывно существующих частиц, то все становится на свои места, и без излишнего сюрреализма. Симпанг-импанг получает свою вторую половину, фигурально выражаясь. Каждая частица постоянно исчезает и материализуется снова.

4 После всех этих экспериментов вам нужно проветриться. Переместитесь мысленно из супермаркета на ночную улицу.  Можете осмотреться, но мы здесь не для этого. Устремитесь с ускорением вверх до  хлопка, после которого вы снова увидите Заказчика и Исполнителя. Причем сделайте так, чтобы внешне Заказчик был похож на вас.

- Итак, напомни, что мне это дает?- гремит Заказчик, созданный по вашему образу и подобию.
- Во-первых, благодаря вероятностному поведению частиц, вы можете вмешиваться в любое событие, и любое вмешательство будет оправдано квантовой физикой. Правда …
-Что?
-Этим нельзя злоупотреблять и применять слишком часто, например …..
- Ну, разберусь как-нибудь. Еще что?
- А, во-вторых, вероятностное поведение позволяет связывать воедино несвязанные события.
- В смысле?
- Ну вот, допустим, в пространстве все время происходят какие-то события, – тут он махнул рукой, и вокруг начали вспыхивать и гаснуть желтые огоньки, – а вы их хотите связать между собой какой-либо причинно-следственной связью.
- Ну, - произнес Заказчик, глядя на огоньки.
- Допустим, вы хотите, чтобы часть этих вспышек-событий можно было приписать какой-либо одной частице. Вы отбираете некоторые из них и говорите, что они принадлежат одной и той же частице.
- То есть в начале все-таки слово…
- Да … и если бы все параметры поведения этой частицы были строго заданы, то подобрать вспышки было бы сложно. Но если вы говорите, что поведение имеет вероятностную природу, то сделать это гораздо проще. Нужно только следить, чтобы, в общем, сохранялись какие-то соотношения, а на уровне конкретных событий отклонения могут быть существенными.
- И зачем нам это нужно?
- Так из одного набора событий-вспышек можно будет создавать разные миры.
- Ясно, – неуверенно протянул Заказчик, и попробовал прихлопнуть одну из вспышек, как прихлопывают моль.

Теперь эти вспышки окружили и вас,  вы начинаете спешно опускаться, вернее, проваливаться вниз, отклоняясь при этом влево. Хлопок.

5 И вот вы в Нью-Йорке конца 19-го века, на набережной в районе Кларк Стрит. Вы одеты согласно моде того времени, своего пола и возраста. Теперь вы материализованы, поэтому можете чувствовать твердость мостовой и свежесть Атлантики.  Вы делаете пару шагов и обнаруживаете, что не одни. Рядом с вами прогуливается женщина в синем платье и с белым зонтиком, бородатый мужчина в сером костюме, и еще один мужчина в коричневом легком плаще и в шляпе такого же цвета.
- Вы слышали о новой войне?- спросил бородач женщину в синем.
- О боже! Нет.
- А вы? – бородач обратился к вам.
- Что вы имеете ввиду? – вопросом на вопрос отвечаете вы, пытаясь выиграть время.
- Ну как же! Войну токов.
- Господи! – игриво вскрикнула женщина, вращая зонтиком, успев понять, что эта не та война, которая требует драматических проявлений.
- Да, Тесла не на шутку схватился Эдисоном. Интеллектуал Тесла ратует за переменный ток, а нахрапистый самоучка Эдисон  держится за ток постоянный.
- А я не понимаю в чем разница, – гордо подняла голову женщина.
- Переменный ток предоставляет множество возможностей! Передачу электричества на большие расстояния, изменения напряжения, простое преобразование в механическую энергию …
- Вы прямо как Робеспьер, – улыбается женщина в синем, имея ввиду революционный запал говорящего.
- Тесла уже доказал, что электрические волны совершают революцию в технике и полностью преображают наш мир! – подыгрывает ей бородач, делая широкий жест рукой в сторону Гудзонского залива.
- Ну, почему сразу война, скорее спор. Вам, мужчинам, так хочется войны, что вы готовы увидеть ее в каждом пустяке.
- По накалу страстей и уровню финансовых рисков – самая настоящая война! Люди Эдисона разъезжают по Штатам и на публике убивают переменным током животных, демонстрируя его опасность. А наиболее горячие головы уже предлагают использовать переменный ток для казни осужденных.
- Какой ужас! – отвечала женщина в синем, подумывая о том, как бы перевести разговор на другую тему.
- Бог любит волну, – неожиданно включился в разговор мужчина в коричневом плаще, и продолжил, уже обернувшись и обращаясь лично к вам, - а что вы ищите?

Вы замечаете, что у говорящего разные глаза. Левый меньше правого. Но, не успевая это осмыслить, чувствуете, что мир смазывается. Вы перестаете ощущать, снова превращаясь в наблюдателя. И вид на Манхетен постепенно превращается в вид на торговые полки в знакомом нам супермаркете.

  6 А сейчас будем визуализировать парадокс Зенона про бегуна Ахилла и черепаху. Смысл парадокса заключается в том, что пока Ахилл бежит к той точке, в которой была черепаха, она успевает проползти еще какое-то расстояние, а когда он бежит уже к следующей точке, она успевает проползти еще какое-то и т.д. И не смотря на то, что эти отрезки все время уменьшаются, они не равны нулю, и быстроногий Ахилл не сможет догнать медлительную рептилию. Такое рассуждение кажется ловким фокусом, потому что очевидно неверен вывод. Но на самом деле, описанный в парадоксе алгоритм поведения бегуна оправдан, если он не знает, куда ползет черепаха, и каждый раз добежав до точки, где она только что была, вынужден определять в какую сторону она отползла за это время. Если бы он знал заранее, в какую сторону она движется, то просто бежал бы в этом направлении и легко бы ее обогнал.

Визуализируйте этот парадокс,  но чтобы не плодить лишние сущности опять используйте нашу старушку в пустом супермаркете. Представьте, что за ней погнался охранник. Когда он ее увидел, бабушка была у витрины с макаронами. Но только он к ней рванул, она растеклась, в своей манере, вероятностной лужей-волной. Как только охранник добежал до макарон, она уже материализовалась у кастрюль, и уже на более близком расстоянии. Охранник - к ней, а она опять исчезает. Он подбежал к кастрюлям, а она материализовалась на миг у тарелок, и опять исчезла. Расстояние между ними будет все время сокращаться, но в любом случае, чтобы добежать, до того места, где она только что была, нужно время, и за это время она опять исчезает. Поэтому ее нельзя догнать. Со стороны это выглядит так, будто охранник движется со скоростью старушки. Но вот с восприятием самого охранника сложнее. Он ни на секунду не останавливается. Добежав до того места, где была старушка, он меняет направление, но не тормозит. И при этом не может догнать. И есть только один вариант реальности, при которой более быстрый не сможет догнать более медленного, – если время остановилось. Поэтому его личное время останавливается.

Это очень похоже на утверждение современной физики о том, что личное время наблюдателя движущегося со скоростью света останавливается. То есть если бабушка движется со скоростью света и движется по вероятностным законам, то охранник, в принципе, может достичь этой скорости и двигаться вместе с ней, но тогда его личное время остановится. При этом и сам охранник тоже может исчезать и появляться, где появлялась старушка. Наши рассуждения от этого не изменятся.

По аналогии можно представить себе и частицу, которая догоняет собственную волну вероятности, двигающуюся со скоростью света. Тогда частица не сможет эту скорость превысить. А если она и достигнет скорости света, то остановится ее личное время.


7 Часто ли вас мучал вопрос бесконечен ли во времени материальный мир? Есть ли у него начало? Идея бесконечности некомфортна, а идея создания мира – не научна, как может показаться на первый взгляд. Религии предлагают обычно два варианта создания мира какой-нибудь высшей сущностью: из Ничего и из Хаоса. Попробуйте себя в обеих этих номинациях.

Представьте, как сможете, что перед вами некоторые нематериальные колебания вероятности. Это только вероятность, и, в конечном итоге, только вы решаете, где произойдет событие, где проявит себя частица. Но мы помним, что частица не существует непрерывно, а периодически проявляется от события к событию. И вот пока частица не проявилась – она в вашем сознании. Она существует, пока вы о ней помните, а потом вы ей разрешите появиться, где считаете нужным. Вы только должны следить за тем, чтобы при большом количестве повторений проявлялась некоторая закономерность. В этом удобство вероятностного поведения частиц для высших сущностей.

Теперь представьте, что вы, таким образом, контролируете сразу много частиц, каждая из которых то появляется, то исчезает. И вообразите, что они исчезли все одновременно и сейчас они у вас в сознании. А перед вами пустота. Теперь «выпустите» всех - это и будет началом материального мира.

Второй вариант. Представьте, что перед вами в пространстве зажигаются и гаснут желтые вспышки-события, одни из которых имеют оранжевый оттенок, а другие – лимонный. Перед вами - Хаос. Но вы начинаете связывать эти вспышки друг с другом, считая, что вот эти вспышки вызваны одной частицей, а вот эти - другой. Благодаря вероятностному подходу это сделать несложно. И вот уже перед вами мир, состоящий из движущихся по определенным законам материальных частиц. То есть вы, только что, создали мир из первородного Хаоса.

Таким образом, материальный мир может быть создан из нематериального, и это не противоречит принципам современной физики.

8 Сознание противится бесконечности, которую не случайно называют «дурной». И кажется, что мир тоже ей противится. Оказывается, что не может быть бесконечной скорости, есть предел. Нельзя бесконечно уменьшать расстояния, есть предел. И даже у материального мира может быть начало, как мы только что мы определили. И бесконечность нельзя себе представить.

Может быть это закон – не может существовать то, чего нельзя представить. И может существовать все, что представить себе можно. Казалось бы, это мало, что меняет, но эти законы превращают нашу фантазию в мирообразующий инструмент. Будьте с ней осторожней. И теперь все наши персонажи получают право на существование. Теперь вы будете вынуждены считаться и с исчезающей старушкой, и с  быстроногим охранником, который не может ее догнать, и с разноглазым мужчиной, и даже с Симпанг-импангом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий