понедельник, 14 апреля 2014 г.

Партия первая. ИГРА В БИСЕР (о науке и религии в 12 партиях)



ИГРА В БИСЕР
(о науке и религии в 12 партиях)
Игра в бисер – интеллектуальная игра, в которой участники связывают различные суждения, наблюдения и факты между собой. Каждый игрок во время своего хода добавляет свой тезис, таким образом, чтобы он был связан ассоциативной или причинно-следственной связью с другими. Некоторые из них могут быть связаны сразу с несколькими тезисами, и  тогда они называются собирающими. Игра считается законченной после введения второго собирающего тезиса.
Как и при чтении записей шахматных партий, партии Игры в бисер необходимо визуализировать, представляя себе каждый ход, каждый тезис. Поэтому игра развивает воображение, учит анализировать процессы и находить глубинную связь между, казалось бы, не связанными явлениями.

Партия первая
1 Представьте себя, сидящим в светлой просторной комнате на  жестком диване перед журнальным столиком. На столике лежит белоснежный лист бумаги, темно синяя ручка и монета. Вы берете еще прохладную монету правой рукой, готовитесь и подбрасываете ее в воздух, стараясь, чтобы она совершила как можно больше оборотов и упала обратно в руку.  Мысленно остановите время и посмотрите на себя со стороны: вы сосредоточились  на монете, зависшей в воздухе, повернувшись к вам гербом. Сейчас вы уже абстрактный наблюдатель и ничего не чувствуете, только разглядываете сцену, мысленно перемещаясь вокруг себя сидящего. Теперь вы можете лучше рассмотреть комнату. Оказывается, что в ней еще есть люди. Сзади вас женщина в синем платье открывает дверь, чтобы выйти из комнаты. Она тоже застыла, но вы ощущаете, что небольшим волевым усилием можете изменить все. Ну, или почти все. Мне трудно это ощущение описать, это почти физическое присутствие во всем.

Картинка приходит в движение, монетка взлетает выше, и  ваша ладонь тоже немного поднимается, как бы продолжая подталкивать снизу, а женщина делает шаг вперед. Сквозь открытую дверь виден коридор, освещенный более резким и более желтым светом. Вы можете вернуться в себя, но вы открыли замечательную возможность моделирования в этом мире. Вы ощущаете, что в ваших силах изменять ситуацию, и повторять ее много раз.

Воспользуйтесь возможностью и проведите ряд мысленных экспериментов. Нужны ли вам эти эксперименты и будут ли стоить они затраченных усилий? Затрудняюсь ответить, но в воображение есть что-то божественное. Не то божественное, у которого просят здоровья и успехов в бизнесе, а то, которое дерзновенно и созидательно и, которое, раз задев, уже не отпускает.

Поэтому продолжим. Запомните, в каком положении зависла монета, и верните ситуацию к моменту начала броска. Мысленно переместите женщину в синем платье в другое положение и снова запустите процесс. Но теперь ваша рука движется чуть-чуть по-другому, и вы по-другому реагируете на звук открывающейся двери, и когда монета достигает прежней точки, она оказывается обращенной к вам уже другой своей стороной.

Значит ли, что положении женщины повлияло на бросок? Вы находите интерес в том, чтобы быть экспериментатором и небольшим божком этой комнаты. Вы повторяете бросок, но уже выведя женщину в синем  из комнаты заранее. И снова видите, что траектория полета монеты изменилась с самого начала, от неуловимого изменения движения руки. Но вы устали осознавать эту сцену и возвращаетесь в свое тело, где все легко и просто. Монета падает вам в правую ладонь и вы, довольный своей ловкостью, кладете ее на тыльную сторону левой ладони. Орел.

Вы кладете монету на стол, берете темно-синюю ручку и ставите первую галочку в левой части листа. Снова берете монету, снова подбрасываете, снова ловите и записываете. И снова – орел.

Далее мы сэкономим время. Представляйте себя через какие-то определенные отрезки времени. Так часто поступают в кино, чтобы за котроткое время показать длительный процесс.  В каждом таком моменте вы чувствуете, что вам все сложнее концентрироваться на бросках, а поставленные вами галочки множатся на левой и правой части листа. И освещение комнаты раз за разом становится все более и более вечерним. Причем, если вначале галочек слева было больше, то постепенно их число в правой и в левой частях листа сравнялось.

Итак. Первое в этой партии наблюдение. Число выпадения орла и решка постепенно выравнивается. Но почему? И стоило ли так напрягать воображение для визуализации  такого общеизвестного факта?

2 Если до этого мы учились мысленно покидать тело, то теперь погрузимся в него еще глубже. Настолько, чтобы были видны длинные аксоны нервных клеток, пронизывающие всю руку и по которым передаются сигналы, которым подчиняются мышцы. Мы видим как передаются управляющие импульсы. Причем видим их как будто в учебном фильме, где все красиво и понятно. В реальности бы мы ничего не разглядели, но это только потому, что выбирать реальности мы еще не умеем.  

Окрасьте нервные волокна в фиолетовый цвет, а пучки мышечных волокон в розовый. Сигналы пусть будут желтыми. На свое усмотрение можете выбрать оттенки: от оранжевого до лимонного. Говорят, что ваш выбор будет зависеть от характера. Лично мне милее оранжевый.

Мысленно присмотритесь к двум соседним мышечным пучкам, прикрепленным к суставу. Вот желтые сигналы по двум аксонам одновременно достигают их, и пучки одновременно сокращаются, сустав поворачивается. Теперь представьте, что сигнал по одному из аксонов пришел чуть раньше, пучки сократились не синхронно и сустав уже повернулся по другому. Небольшое расхождение приводит к изменению движения руки и следовательно к изменению траектории монетки.

Проведем небольшое расследование и проследуем по фиолетовому аксону до источника сигнала - нейрона. Погрузившись еще глубже, до атомного уровня, вы увидите что мембрана пропускает заряженные ионы натрия, что и вызывает электрический сигнал. Не знаю, как вы будете представлять себе ион натрия, но это не имеет значения, потому что даже физики не уверены, что его можно визуализировать однозначно. А значит даже физики разрешили нам иметь свое мнение. Но главное, вы должны представить, что ионы движутся несколько хаотично. Физики утверждают, что у всех элементарных частиц поведение – вероятностное. То есть нельзя точно сказать, как именно поведет себя частица в конкретный момент, можно только говорить об определенной вероятности, которая проявится лишь при большом количестве повторений. То есть не сложно сказать, как частица поведет себя в конкретный момент времени, а невозможно, в принципе. И это положение носит фундаментальный характер.

Ион натрия состоит из небольшого числа элементарных частиц, которые передают ему свою неопределенность, поэтому он может выйти за пределы мембраны и несколько раньше, и несколько позже, что повлияет на сокращение мышечных волокон, и траекторию полета монеты, и на конечный результат броска. Таким образом, на эксперимент с монеткой влияет мир элементарных частиц и его фундаментальные законы.

3 Снова покинем свое тело, мысленно выскользнем из комнаты, в которой уже включилось дополнительное освещение, проследуем по длинному коридору, в конце которого обгоним женщину в синем платье, и сможем заглянуть ей в лицо, описывать которое я не буду и целиком оставляю на усмотрение вашего воображения и предпочтений. Спустимся по шахте лифта вдоль свисающих тросов и кабелей, и окажемся в супермаркете на первом этаже около очередей в кассы. Здесь вы материализуетесь и сразу начинаете чувствовать запахи, слышать звуки и ощущать свое тело. Привыкайте, проделывать подобные трюки теперь вам придется часто.

 Вот одна очередь стала продвигаться быстрее других и стала короче. Значит ли, что она останется такой же? Нет, чем короче очередь, тем больше желающих ее занять. Вот перед вами прошмыгнула старушка, а за ней и женщина средних лет, в сером плаще. Старушка, кажется, очень довольна, что так удачно заняла короткую очередь, а женщина в сером, еще какое-то время сравнивает соседние очереди, пытаясь определить какая из них пройдет быстрее. Избавьте ее от сомнений и займите за ней.

Вернее сказать, вы бы избавили ее от сомнений, если бы встали в две соседние очереди, но раздваиваться, мы еще не умеем, хотя и затронем эту тему в другой партии. Поэтому заняв очередь за ней, вы просто утвердите женщину в мысли, что эта очередь и вправду предпочтительней, раз ее продолжают занимать. Ну, и кроме того, от перехода в другую кассу ее уже остановит необходимость некоторого социального взаимодействия с вами. Вы, например, можете подумать, что-нибудь нелицеприятное про ее шараханья из очереди в очередь. И женщине уже вдвойне будет неприятно, если она перейдет, а до кассы вы дойдете быстрее, чем она.

Теперь выйдите из тела, поднимитесь над залом и верните ситуацию, к тому моменту когда одна очередь стала короче. Мысленно обозначьте стрелками людей в зале, которые это заметили и устремили к этой кассе свое внимание. Теперь также мысленно сделайте эту очередь еще короче. Таких стрелок стало еще больше, еще больше людей захотело встать в эту кассу и если теперь вы опять отпустите время, то увидите, как множество людей кинется к этой очереди, обгоняя бабушку. Чем более неравными оказываются очереди, тем с большей скоростью происходит выравнивание. И, на первый взгляд, это похоже на выравнивание Орла и Решка при многократном подбрасывании монеты.

4 Мысленно, а значит без ощущений,  устремляемся через шахту лифта и длинный, уже пустой, коридор обратно. Вы снова возвращаетесь в комнату, сквозь огромные окна которой видны огни города и дальнее зарево. Но на этот раз вселяетесь не в себя самого, сидящего на жестком диване, а … в монету. Вы можете почувствовать себя монетой? Монета ничего не чувствует и как только вы в нее попадаете, вас сразу выталкивает обратно, с одним только ощущением забвения и пустоты, отсутствия осознания. Вы убеждаетесь таким образом, что монета не может помнить, как ее подбрасывали ранее, чтобы как-то скорректировать свой полет и выровнять число исходов.

Но может быть есть какой-то другой механизм выравниваний, не требующий осознания. Снова мысленно выйдем, пересечем залитый желтым искусственным светом коридор и окажемся в небольшой  лаборатории. Найдите, уже материализовавшись в тело, два высоких узких стеклянных сосуда, соединенных тонкой трубкой. Возьмите двумя руками тяжелый графин  и начните выливать воду в один из сосудов, стараясь не расплескать, что в начале будет непросто. Второй сосуд тоже станет заполняться через, соединяющую их, трубку. Уровень воды, в начале, будет в нем ниже, но  как только вы закончите выливать воду – уровни воды в обоих сосудах быстро выровняются. И чем больше разница в уровнях, тем больше сила, толкающая воду по соединительной трубке.

И опять может показаться, что мы нашли механизм, аналогичный тому, который выравнивает число исходов при подбрасывании монеты.

5 Возможно вам уже надоело, но необходимо  снова мысленно вернуться в комнату. Снова внимательно облетите самого себя и монетку, чтобы убедиться в отсутствии механизмов, выравнивающих число выпадений Орла и Решка. Более того, вероятность выпадения, скажем, Орла всегда одинакова. И это понятно, монетка не обладает ни возможностью запоминать результаты предыдущих бросков, ни возможностью корректировать этот результат. И нет механизмов вроде резинового жгута, который бы все больше растягивался при выпадении Орла и этим бы увеличивал вероятность выпадения Решка. Нет, вероятность всегда одинакова. И даже если перед этим 10 раз выпало Орел, то вероятность выпадения Решка, по теории вероятностей все равно останется равной ½. Но, тем не менее,  при многократном повторении,  число исходов сравнивается.

Тот факт, что мы не видим никаких механизмов регулирования, когда факт такого регулирования налицо,  говорит о том, что есть какие-то силы, о которых мы не знаем и которые не можем выявить, но которые, тем не менее, влияют абсолютно на все.

6 Когда мы были в лаборатории, то видели там компьютер. Вернемся к нему. После того, как вы побыли монеткой, вам не составит труда заглянуть внутрь компьютера. Сейчас же нас будет интересовать функция случайных чисел. Когда мы запускаем подпрограмму с этой функцией, то на экране показываются числа 0 и 1 в случайном порядке. Но что же при этом происходит?

Погрузитесь в микросхему. Вы увидите кажущийся хаос электрических сигналов, но все они подчинены строгим алгоритмам. И на самом деле, числа которые появляются на экране совсем не случайны. Они строго запрограммированы, но создают иллюзию случайности. И при большом количестве показов, количество 1 и 0 будет сравниваться. Если же мы вынырнем из микросхемы и снова посмотрим на экран, то не зная, что происходит внутри, нам будет казаться, что это действительно случайные числа.

7 Теперь вырвемся в умозрительном полете из здания в котором находится комната, пронесемся над огнями ночного города к далекому зареву, которое при приближении оказывается проснувшимся вулканом, у подножия которого дикое племя слушает бородатого жреца. Жрец объясняет народу, что это боги сотрясают землю за то, что племя нарушило какое-то табу.

То есть вы не слушали его речь, но также как и часто бывает во сне, вы по какой-то причине точно знаете о чем идет речь. Народ, среди которого и женщина с таким же лицом, что у женщины в синем платье, с благоговением слушает, и взирает на жерло вулкана. Это пример слишком явного божественного вмешательства.

Напрягите свое воображение еще раз и вознеситесь вверх. Ускоряйтесь до тех пор, пока все земное не схлопнется и не останется позади, и вы не окажетесь там, где создаются миры. И вы увидите Заказчика и Исполнителя.

-          Я хочу управлять всем, но чтобы об этом никто не догадывался, – гремит Заказчик.
-          Это не сложно, - отвечает Исполнитель, - мы сделаем так, чтобы каждая элементарная частица подчинялась вашей воле, то есть каждое ее конкретное движение было бы непостижимым для смертного,  но при большом количестве повторении наблюдалась бы определенная закономерность. И тогда все будут думать, что это просто какие-то временные погрешности и что есть какие-то выравнивающие силы.
-          Но ведь они таких сил не найдут и тогда сразу догадаются о моем существовании.
-          Не догадаются, и даже не догадаются искать эти силы. Мы сделаем так много примеров подобного выравнивания, что для всех эта идея будет естественна.
-          Но все-таки. Бросать монетку и видеть, как восстанавливается баланс, между Решко и Орлом, при отсутствии всяких видимых сил, стоящих за этим, и при том, что вероятность каждого отдельного броска остается той же, и не догадаться, что за всем этим стою я … это ж какими тугодумами нужно быть?!
-          Я вас умоляю ….

Послушав этот разговор вы снова устремляетесь вниз, снова хлопок, снова подножие вулкана, но теперь вы там застаете не дикарей, а двух вулканологов в блестящих огнеупорных костюмах.

-          Вулкан проснулся потому что частота подземных толчков изменилась  – перекрикивет шум бородатый вулканолог.
-          Понятное дело, - отвечает ему женщина.

И вы снова начинаете подниматься, но на этот раз медленно и расслабленно, чтобы можно было рассмотреть и вулкан, и город, и большие окна комнаты с сидящим в ней человеком.

Еще не понятно, для чего нужно было это делать, но понятно, что некое сверхуправление в нашем мире осуществляется. Осуществляется на уровне всего сущего, потому что поведение каждой элементарной частицы – вероятностно, но еще не понятно, для чего это влияние нужно маскировать.

Схема партии:



Комментариев нет:

Отправить комментарий